Как научить ребенка соблюдать
общественный порядок
Приучать ребенка к порядку, в том числе и общественному,
нужно, как говорится, с младенчества. Ведь чем раньше важные навыки появятся в
жизни малыша, тем привычнее и естественнее они будут для него в дальнейшем.
Следовательно, и их соблюдение не составит никакого труда.
Пример для подражания
Бессмысленно просить ребенка на улице выкидывать
обертку от мороженого в мусорный контейнер, если мама или папа могут выбросить
фантики или бумажки в открытое окно машины. На самом деле, сколько бы лекций не
было прочитано, ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила.
Если папа не моет руки перед едой, то стоит ли
ожидать, что для ребенка это будет естественным началом трапезы? Дети очень
быстро перенимают повадки и манеру поведения родителей. Следовательно, если вы
хотите, чтобы ваш ребенок вырос культурным и воспитанным, начните с себя.
Станьте для него не только учителем, который делает бесконечные замечания.
Станьте ему примером!
С другими детьми
Как правило, в 2-3 года ребенка появляется осознанное
желание играть с другими детками. И эти игры тоже можно использовать в
воспитательных целях. Организуйте группу малышей для занятия, в котором
присутствуют определенные правила. Например, та же кухня. Прежде, чем готовить
обед, маленький повар должен помыть ручки. Или футбол, в который играют ногами
и не берут мяч руками, в противном случае игрок удаляется с поля. Ребенок
начнет постепенно осознавать, что помимо его желаний существуют правила и
законы, принятые в обществе и окружающем его мире, которые нарушать нельзя. В
ролевых играх нужно менять детей местами, чтобы постепенно в голове малыша
сформировалось представление о том, что не получится всю жизнь играть только те
роли, которые нравятся ему, что иногда приходится уступать или меняться местами
с другими детьми.
Обучение сказкой
Помощь в формировании определенных общественных правил
оказывают старые добрые сказки. На примере прочитанной книжки можно обсудить с
ребенком разные ситуации. Например, мог ли Колобок один, без разрешения
взрослых уйти гулять? Чем это опасно? Чем закончилось? Или другой пример –
Красная Шапочка. Хорошо ли она поступила, что отнесла гостинец старенькой
бабушке? Почему она поступила правильно? Потому что мы должны заботиться о
пожилых людях! Но с волком Красная шапочка не должна была разговаривать, так
как общаться с незнакомыми людьми нельзя. Пусть ребенок выскажет свое мнение –
кто из сказочных героев поступил хорошо, а кто плохо и почему.
Многие родители сами сочиняют сказки и истории,
проецирующие поведение собственного ребенка, на подобных примерах иногда
получается объяснить что-то гораздо эффективнее.
Важные моменты
Необходимо понимать, что правил много быть не должно.
Иначе ребенок их попросту не запомнит, а уж внедрить в жизнь будет еще сложнее.
Большое количество ограничений и запретов не сделает ребенка культурным, а вот
замкнутым и подавленным – вполне может! Вводить новые понятия о правилах
поведения в обществе нужно постепенно. Начните с самого важного, день ото дня
повторяйте старые знания и вводите новые.
Второй важный момент – это форма изложения.
Согласитесь, стишок, легкий для восприятия и запоминания, наверняка лучше
воспринимается малышом, чем нудные нравоучения или строгие нотации. Ведь дети
так устроены, что при давлении и запретах они перестают воспринимать информацию,
возникает протест и желание сделать все наоборот.
Устанавливая правила, обязательно объясняйте их. Не
говорите «так устроено» или «меня так в детстве мама научила». Например, мыть
руки перед едой очень важно, так как на них могут быть злые бактерии. Если их
хорошенько не смыть с мылом, они попадут в ротик и оттуда в животик. А в
животике они устроят домик, и он будет очень болеть. Конечно, объяснения
варьируют в зависимости от возраста малыша.
Установив правила, придерживайтесь их и не отступайте.
Нельзя сегодня запрещать, а завтра разрешать—это создает в голове ребенка
неразбериху. Причем действовать взрослые члены семьи должны одним фронтом –
если запретила мама, то ни папа, ни бабушка, ни старшая сестра не должны
нарушать это правило.
Таким образом, последовательно и целенаправленно,
доброжелательно и в форме игры можно без проблем научить ребенка основным
правилам поведения в обществе.
- Автор: Олеся Бутузова
0 коммент.:
Дописати коментар